Название «детский» не означает, что продукт можно давать ребенку: инспекция по защите прав потребителей

Об этом на семинаре для профсоюзного актива промплощадки НГЗ сказала начальник инспекции по защите прав потребителей в Николаевской области Ирина Цыган.
– Мы все являемся потребителями товаров и услуг. Встаем утром, мы потребляем воду, садимся в транспорт – становимся потребителями транспортных услуг и тд. Поэтому мы должны знать свои права и уметь себя защищать, – подчеркнула Ирина Николаевна в начале своего выступления.
– Впервые закон о защите прав потребителей был принят на Украине в 1991 году, а инспекция по защите прав потребителей была создана в 1992 году. Неоднократно в закон вносили изменения, и в 2006 году он вышел в новой редакции. Конечно, предыдущий закон более защищал потребителя в части приобретения некачественного товара. На сегодняшний день закон менее защищает потребителя, отметила Ирина Цыган. – Если раньше при приобретении некачественного товара покупатель мог придти в магазин и по своему выбору потребовать замену некачественного товара или возврат денег, на сегодняшний день данная статья (ст.8) говорит о том, что потребитель имеет право только на проведение гарантийного ремонта. Только в том случае, если выявятся существенные недостатки, произойдет замена товара на другой, либо возврат денег. Очень часто потребители путают эту 8 статью (о приобретении некачественного товара) с 9-ой, которая говорит о том, что потребитель имеет право приобрести товар и если в течение 14 дней он увидел, что данный товар ему не подошел по цвету, по габаритам или по другим параметрам, он имеет право в течении 14 дней вернуть данное изделие в магазин, но при этом чтобы товар был не поврежден, не был в эксплуатации, были сохранены его потребительские свойства и сохранена упаковка (коробка). Например, если вы приобрели холодильник, и он вам не проходит в нишу или не подходит по цвету, то вы не включая его, имеете право обратиться с письменным заявлением в магазин и в течение 14 дней вернуть товар, не объясняя причину. Не подошел, по любым параметрам. Ирина Николаевна рассказала, что в инспекцию часто обращаются потребители с жалобами, о том, что они приобрели товар и в течение гарантийного срока он вышел из строя. По закону, в течение 14 дней, они могут заменить товар на другой или потребовать расторжения договора и возврата денег, а магазин им отказывает в этом. – Это ошибочное мнение, – пояснила Ирина Цыган.

DSC_7238
– По новому закону, – пояснила Ирина Николаевна, – если вещь вышла из строя, то потребитель имеет право только на проведение ремонта и там не написано один, два, пять ремонтов. Только тогда, когда в изделии будет выявлен существенный недостаток, который может подтвердиться экспертизой, либо сервисным центром, только в этом случае потребитель имеет право на расторжение договора и возврат денег. Но нужно быть настойчивыми с сервисными центрами и обязательно уложиться в гарантийный срок. Все товары имеют гарантийный срок и отечественные и импортные. И если в течение гарантийного срока выявился дефект, то необходимо письменно обратиться, либо к продавцу, либо в сервисный центр.
Как еще потребитель может защитить себя от некачественной продукции? Во первых, прежде чем приобрести товар нужно изучить все характеристики изделия, чтобы быть компетентным в этом вопросе. В магазине, в первую очередь, необходимо проверить работоспособность данного изделия (такие товары как стиральная машинка, бойлер, газовая плита подключаются только специалистами из сервисного центра), посмотреть и паспорт, и инструкцию по эксплуатации, и гарантийный талон, какой сервисный центр обслуживает и кто изготовил данное изделие. Сейчас проверяем сеть магазинов «Фокстрот» и «Эльдорадо», выявляются очень интересные моменты. Берем, например, телевизор. С одной стороны написано Япония, с другой Китай, кто изготовил это изделие – не известно. Выставляем неимоверные штрафные санкции – 30% от полученной партии и снимается с продажи эта партия товара. Согласно закону (ст.15) на каждом товаре должна быть доступная информация о производителе (его адрес), о представителе в Украине (его адрес и телефон), о сервисном центре который может осуществить ремонт данной техники.

DSC_7249
Как рассказывает Ирина Николаевна, «бум» обращений в инспекцию приходится на первый квартал нового года – после того, как перед новогодними и рождественскими праздниками николаевцы массово приобретают технику по распродажам в супермаркетах.
Техника эта очень часто оказывается некачественной. При этом если раньше горожане в большинстве своем жаловались на холодильники, стиральные машины и кухонные комбайны, то теперь недовольны качеством мобильных телефонов, компьютеров, планшетов.
Я уже говорила, – продолжает Ирина Цымбал, – что весь товар имеет гарантийный срок. И потребители должны знать, что гарантия на обувь на сегодняшний день – 30 дней с момента покупки, либо с момента начала сезона. Сезонность носки летней обуви с 15 мая по 15 сентября, осенней с 15 сентября по 15 ноября, зимней – с 15 ноября по 15 марта, весенней – с 15 марта по 15 мая. Что это значит? Например, вы купили зимние сапоги в сентябре, гарантийный срок начинается не с момента покупки, а с 15 ноября (30 дней). Но, если вы купили летнюю обувь, допустим, 20 мая, то гарантийный срок начинается с 20 мая, а если до 15 мая, то с 15 мая. Бывают такие моменты, что потребитель покупает в начале ноября осеннюю обувь и с 15 ноября прерывается гарантийный срок. В таком случае гарантийный срок переносится на начало сезона, т.е. с 15 марта.

DSC_7253
Далее Ирина Николаевна коснулась вопроса о дополнительном сервисе при приобретении товара. Ирина Цыган подтвердила, что крупные супермаркеты, занимающиеся реализацией бытовой техники, навязывают потребителям услуги дополнительного сервиса. Николаевцы обращались в инспекцию с такими жалобами, некоторым возвращали деньги. – Надо обращать внимание на то, с какого момента начинается дополнительный сервис. То есть, приобретая холодильник, у которого гарантийный сервис – один год, дополнительно покупателю предлагают бесплатное обслуживание сроком на три года. Вот здесь следует внимательно читать, что бесплатно: стоимость запчастей, работы, с какого момента начинается сервисное обслуживание. Бывает так, что оно начинается с момента покупки. Тогда становится непонятным, за что потребитель платит деньги, если на холодильник и без того есть гарантия, – отмечает Ирина Николаевна и советует: если вы решитесь оформлять такой договор, а это совсем не обязательно, требуйте поставить дату, начиная от срока истечения гарантийного срока обслуживания. Иначе получится, что дополнительные сроки не будут иметь никакого значения, поскольку в это время действует гарантия производителя, а не продавца. Очень часто перечень услуг дополнительного сервиса распечатан на листе мелким шрифтом. За нечитаемые тексты один из супермаркетов инспекция по защите прав потребителей оштрафовала и потребовала, чтобы потребителю вернули деньги за сервис. – Дополнительно в сервис завлекают еще тем, что если в течение трех лет потребитель не обращается за ремонтом, то по истечении срока бытового сервиса ему предлагают купить товар на указанную сумму. Супермаркетам это выгодно, поскольку не каждый потребитель, спустя несколько лет обратится за товаром, – констатирует Ирина Цыган. – Обращаю внимание потребителей, приобретающих большое количество техники в кредит: нужно смотреть, что вы подписываете. Супермаркеты стараются навязать услугу дополнительного сервиса отдельно и, кроме этого, навязывают страхование жизни потребителя. К нам обращалось несколько человек. Банк заключает договор с человеком на оплату указанного товара и, параллельно, заключив договор со страховой компанией, страхует вашу жизнь. Суммы получаются приличные. По утверждению специалистов, стоимость сервисного обслуживания в николаевских супермаркетах не утверждена никакими официальными документами: супермаркеты сами устанавливают цену – 10% от стоимости товара. Отметим, что отказ в продаже товара без дополнительного сервиса незаконен. Это запрещено Законом Украины «О защите прав потребителей».

DSC_7260
Особое внимание Ирина Цыган обратила на новую для нас услугу – заключение договоров на расстоянии. Об этом говорится в ст.12 и 13 закона по защите прав потребителей. – Сегодня много рекламы раздают на улицах, предлагают поставить металлопластиковые окна, двери. Обратите внимание, среди этих продавцов много непорядочных предпринимателей. По рекламе, вы созваниваетесь, к вам приходят домой, и дома заключаете договор. В этом случае потребитель не видит товара, не может определить качество, цвет, размер, а заключает договор только по фотографии и дает задаток. Иногда привозят с собой представителя банка, чтобы на месте оформить и кредит. Получается, что на дому заключает договор и даже не договор, а заявка на получение кредита, с указанием, что деньги банк сразу перечислит на производителя. И бывают такие случаи, что и дверей нет, и деньги каждый месяц выплачивает, чтобы погасить долг с процентами. Не видя документов о качестве ничего нельзя подписывать и покупать, – предупреждает Ирина Николаевна.
– Двери сертифицируются, часто предлагают днепропетровские двери, но фактически вся фурнитура и материал – китайские, сборка на днепропетровском заводе и дан сертификат днепропетровскому заводу. Если получилось так, что подписали договор и увидели низкое качество, то согласно ст.11 в течение 14 дней можно расторгнуть договор кредитования, тоже не объясняя причин. Но при этом потребитель должен вернуть товар, если он качественный и не был в эксплуатации, а если не качественный, то должна быть справка о том, что в данном товаре есть существенные недостатки. Особенно грешат этим предприниматели на Никольской 70, уже есть две жалобы на этого предпринимателя. Если вам ставят окно и размерщик не правильно снял размеры, а вы под ними подписались, то вы за них не отвечаете. Ст.15 закона говорит о том, что потребитель не имеет специальных технических знаний, чтобы мог правильно определиться с размерами. Но обратите внимание, что вы подписываете. Обычно такой договор заключается только на продажу двери или окна, а не на изготовление и установку. Если вы хотите что-то установить, звоните нам, и мы проконсультируем, есть ли этот предприниматель в «черном» списке или нет. Сейчас у нас обновляется сайт, на котором мы будем выставлять эти списки тех предпринимателей, на которых очень много жалоб.

В заключение своего выступления, Ирина Цыган показала продукты питания и детские товары, которые не соответствуют качеству. Просроченные консервы, шампанское с подозрительным осадком, «стеклянная» одежда для малышей, детские игрушки с ядовитой раскраской и неприятным запахом, и многое другое. Каждый из этих экспонатов запросто мог очутиться в корзинке покупателя. Ведь нашли их сотрудники инспекции непосредственно на прилавках магазинов и супермаркетов.
– С августа месяца прошлого года поступили деньги на лабораторные исследования. И мы отбирали образцы товаров. Из того, что отобрали, где-то 48% было забракован, – рассказывает Ирина Цыган.
Только в одном супермаркете, который проинспектировали нами, из 92 просмотренных товаров забраковали 32. У 18 из них дата реализации уже давно истекла. Впрочем, – говорит Ирина Цыган, – просроченные товары можно найти во всей торговой сети области. В супермаркетах и на рынках их больше. А вот в небольших магазинах – меньше. Но связано это не с ответственностью собственников этих торговых объектов. Просто товарооборот тут небольшой. А вот некачественной продукции хватает. И дело не только в просроченных датах реализации. На многих товарах отсутствует доступная и достоверная информация.
На этикетках других продуктов информация и о производителе, и о составе есть. Вот только содержимое упаковки этой этикетке мало соответствует. Вот это молоко сгущенное, цельное торговой марки «Ічня». На этикетке указано – без растительных жиров. Но когда провели лабораторные исследования, оказалось – здесь есть в наличии растительные жиры, – рассказывает Ирина Николаевна.
Подобные недостатки специалисты инспекции выявляют в большинстве проверяемых товаров молочной группы. Поэтому к этой категории – особое внимание. Собственно как и к продуктам, предназначенным для малышей, среди которых также немало некачественных. Для большей наглядности Ирина Цыган демонстрирует детское питание с недостоверной информацией: с одной стороны упаковки написано, что этот продукт предназначен для малышей до 2 месяцев, на другой стороне – до 6 месяцев.
Особое внимание необходимо обращать на детские игрушки, в том числе и для самых маленьких. Есть китайские товары и хорошие, и плохие, детские игрушки различные без наименования, названия из какого материала изготовлено – неизвестно. На рынках не рекомендуется покупать эти яркие игрушки от неизвестного производителя. Куклы, зверюшки, погремушки, мячики не один месяц лежат на прилавках у продавцов и тем не менее, они до сих пор источают неприятный аромат. Общение с такой игрушкой грозит ребенку серозными проблемами со здоровьем, которые могут усугубиться благодаря яркой, но очень опасной одежде. Поэтому к выбору детской одежды специалисты инспекции советуют подходить особенно тщательно. Впрочем, при покупке любого товара, – говорит Ирина Цыган,– бдительность и щепетильность лишними не станут.

Информационный отдел профкома промплощадки НГЗ

Бесплатные темы Wordpress.